Избавиться от хронических болезней без таблеток, инъекций и микстур кажется невозможным, однако такой метод существует и безотказно действует на протяжении многих сотен лет. Биоэнергетическое лечение руками - для всех органов и систем организма

Деревенская магия (народные куклы)

 

Деревенская магия (Народные куклы)

В прошлом веке ни одна ярмарка не обходилась без народной игрушки, без пёстрых глиняных и деревянных баб, медведей, оленей, конников, птиц. Красивые и яркие прямо с лотка они попадали в руки детей, которые сразу же начинали играть, включая новых героев в свой детский сказочный мир. Уже тогда мало кто помнил, что игрушка в своём первородном виде – это культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии.

В ней сливались эстетические, культовые и магические начала. Это всегда учитывалось древним народным мастером. Постепенно магическая роль игрушки забывалась, и кукла стала простой детской игрушкой, выполняющей только игровую функцию.

Среди разнообразия народной игрушки выделяется тряпичная кукла. Она связана с почитанием женского божества, культом плодородия, предков, домашнего очага.

Не зря для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель.

Да и сама Ткань, из которой она изготавливалась, долго служила семье, пропитываясь энергией событий и эмоционального поля членов семьи. В этом плане кукла была полностью безопасна. Как медитативный предмет она придавала уверенность, равновесие, чувство защищенности. Ко всему кукла была предметом привычным, сделанным из своего, самим, правильно и вовремя. Кукла мягко поднимала эмоции своим присутствием.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в руба- хах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет простую  могла делать любая девочка.

Тряпичная  кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной . белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.
Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

Древнее представление о том, что кукла может ожить, наделение её душой и магической силой заставляли крестьян побаиваться этой силы, и поэтому
куклу делали -  «Без глаз - чтобы не увидела. Без ног - чтобы не догнала. Без рук - чтобы не схватила».

Безликие и безглазые куклы встречаются во всех странах мира. Это отражение древних анимистических представлений. Еще во времена палеолита древние художники создавали прекрасные женские статуэтки, ко­торые были безликими. Именно тогда впервые возникли представления, что оживление изображения - статуэтки или куклы может произойти через глаза. В каждой семье хранилось множество кукол, потому что выбросить старую, износившуюся куклу, а тем более испортить её, сломать или сжечь было большим грехом. Ветхие куклы хранились на чердаке.
Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости.

И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.
Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла “полено’’. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду.

Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла “Барыня”, бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки.
На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.

 



Игровые куклы: кукла "на выхвалку", мужичек, "девкина забава"

Обрядовые куклы. Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.

Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай.

Кукла “Купавка”- это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. “Купавка” олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.

Порядок изготовления “Купавки” очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла “Масленица’’ была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

“Домашняя Масленица’’ – кукла, бытовавшая в Тульской губернии. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. “Домашняя Масленица ’’ символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, “Домашней Масленицей’’ встречали жениха и невесту.

 

Домашняя масленица

В некоторых губерниях бытовала кукла “Коза’. В её основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы. Одета была “Коза’’ в яркое специальное платье и тулуп (или шубу), поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зёрнами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание о необходимости жениться. Кукла “Коза’’ была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.

Зольная кукла – дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как – бы дух предков, обращённый к потомкам.

Надо сказать, что в народе всегда придавали значение здоровью детей и семьи. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные.

Это “Козьма и Демьян”. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по – своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.

Традиционная народная кукла русского севера

 

 

Кукла на ложке – такой куклой играли в крестьянских семьях дети.
Грудь  - символ плодородия и достатка в семье. 

 

Карельская рванка.
Ткань для изготовления куклы, разрывается, звук разрывающейся ткани отпугивает злого духа, создавая вокруг чистую среду. Отсюда и название.

 

Узелковая куколка из Устьянского района Архангельской обл

Узелок до сих пор считается защитой от колдовства. Лицо можно было нарисовать угольком из печи родного очага, что напоминало о доме и оберегало.

  

Игровая куколка  - кулачник. Если покрутить палочку, на которой он закреплён, ручки  куклы начнут вращаться,  как бы биться кулачками.

  

Куколку перед сном прижимают  к себе, обнимают и сон будет крепким и спокойным.

 

Куклак - Сеня Малина. Уемский сказочник и балагур – игровая кукла.

 

Тотемская куколка или куколка в сапожках – это игровая шитьевая кукла.

 

Каргопольская кукла-перевёртыш. С одной стороны девушка, а с другой женщина, переворачивая куклу, девушка превращается в женщину с ребёнком.  

 

Кукла Мотанка или ее еще называют лялька Мотанка (на украине) оберегает желище и своего хозяина от порчи и сглаза, приносит девушкам красоту. Такую куклу клали в колыбельку ребенку, чтобы она защищала его от злых сил и согревала колыбельку. Часто таких кукол делали на начало нового дела, использовали для перевода заболеваний с владельца на куклу, потом кукла вместе с заболеванием уничтожалась.

Народная кукла Пермского Прикамья

 

Кукла по-удмуртски – муне, что означает «сделана из земли», то есть из глины. Еще не так давно во время языческих молений удмурты деревни Кузебаево Алнашского района ставили такие фигурки в святилищах.  У удмуртов до сих пор сохранились магические куклы, причем разного назначения. Это в первую очередь куклы-закрутки, являющиеся оберегами. Полоску толстой ткани определенным образом закручивают, перевязывают, и получается головка, руки, туловище. На фигурку надевают платок и платье. Оберег готов. Такую куклу-закрутку клали новорожденному в изголовье, чтобы уберечь его от порчи. Обереги сопровождали людей всю жизнь. Они обязательно были в избе, без них не обходились обряды инициации, свадьбы, и, наконец, куклу укладывали вместе с покойным в гроб, чтобы она охраняла его и на том свете.

 

Другой тип удмуртских кукол – тренога. Для ее создания нужна сосновая или еловая ветка с тремя разветвлениями. На ось надевается одежда, из тряпиц делается голова и руки. Бытовали и крестовые куклы. А крест из веток одеть еще легче. И куклы-закрутки, и куклы-треноги могут быть использованы для излечения. Но для этого они должны быть сделаны из вещей больного. Такую куклу приносят в глухое место, дают ей имя и, называя по имени, оставляют с наказом вылечить человека. «До сих пор в некоторых уголках Удмуртии этот обычай жив, – говорит заведующая научно-методическим отделом и заместитель директора Центра ремесел Светлана Боталова. – Существуют так называемые бросальные места. Я пыталась узнать у своей матери, деревенской жительницы, где находится это место, но она мне запретила об этом даже думать. Потому что побывав там, можно заболеть или принести домой зло».

Специалистам известны и другие способы избавления от болезней. Кукол швыряли в реку, ставили на муравейник, подвешивали на высокие деревья. Это делалось для того, чтобы их никто не взял и не заразился. Особые типы кукол предназначались для избавления от женских недугов: нужно было найти ветку, которая в основе имела треногу, а также стебли, имитирующие поднятые к небу руки и голову.
Отыскать такую в лесу, кстати, очень трудно. Грибники знают, что, встретив под деревьями или в дуплах подобных кукол, нельзя притрагиваться к ним.

Куклы используются и для ведовства.

Разные виды кукол использовались для детских игр. Самая простая делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья.

Потом кукла укладывалась в лапоть-колыбельку. Игрушка готова.

 

А кукла-зерновушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора.

Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным. Знатоки говорят, что причина тому – положительная детская энергетика. Была и зольная кукла – мешочек наполняли древесной золой и устанавливали на треногу. Ее одевали бабушкой. Определенным способом скручивали и завязывали платок – получалась кукла. Такими же узлами можно связывать в куклу и кудель.
Все детские куклы являлись одновременно оберегами, которые должны изготовляться без иголок и ниток. Игрушка «шудон» в переводе с удмуртского означает «счастье».

Эта посланница древних времен, эпохи матриархата, готовила девочек к семейной жизни, к материнству. Она играла большую воспитательную роль в крестьянской семье. Родители трудились с утра до вечера и детьми занимались мало.

Вместо себя оставляли «заместителей» в виде игрушек. Их мастерили из подручного материала: из оставшейся соломы, полешек, щепок, обрезков ткани. В крестьянском доме ничего не пропадало и каждый лоскуток шел в дело.

 

Такая  игровая  кукла встречается у  финно  -  угорских   народов,   в Пермском крае – у манси и коми-зырян.

 автор Osenka